Вера спасает от уныния. Вчера по православному канону был день радости и
для нас он завершился просто гомерическим смехом в течение трёх с лишним часов. А всё почему? А потому, что мы сходили на премьеру в «Свободное пространство». Моя любимая Вера Анненкова поставила спектакль «Однажды в Париже» по очень известной, почти хрестоматийной пьесе Клода Манье «Блэз». Это информация для оставшихся ещё в живых истинных театралов, которые ходят на спектакли не вечер скоротать и новый сюжет посмотреть, а насладиться трактовкой знакомой пьесы. А если она не знакомая, то перед просмотром такие зрители её читают.
Сказать, что мы (компания из четырёх человек) получили удовольствие – ничего не сказать. Это был фейерверк! Праздник настоящего театра! И заметьте, это пишет человек, который уже давно не любит театр как вид искусства. Ну разочаровался я, бывает. Театральная режиссура почти выродилась, а смотреть в очередной раз как актёры красят эмоциями текст (это теперь называется игрой) нет никаких сил. Конечно, «кто-то кое-где у нас порой…», но гарантий никаких, а играть в лотерею я не люблю, не азартен от природы.
Поэтому каждый спектакль Веры для меня событие и экскурс в прошлое театрального фаната. Усаживаясь в зрительном зале я точно знаю, что ремеслом она владеет, а значит выстроит партитуру каждому актёру, где играть он будет на паузе, в оценке, а не на тексте. Я знаю, что действие на сцене будет держать моё внимание и не захочется доставать смартфон и листать новости в соцсетях. Это тот минимум, который должен обеспечить режиссёр на любом спектакле и который, увы, стал не обязателен.
Но иногда случается чудо, определённым образом сходятся звёзды и на свет появляется не просто грамотный спектакль, а шедевр. Вчера я это чудо видел. Три с половиной часа пролетели как один миг! Режиссёр идеально решила спектакль в распределении ролей и способе актёрского существования, а они представили комедию положений во всём блеске своего таланта и профессионализма. Некоторые – с неожиданной стороны. Например впервые увидел Олю Вирийскую в большой характерной роли и оказалось, что это амплуа раскрывает совсем иной масштаб её дарования, нежели привычные героини. Визуальный ряд в стиле поп-арта дополнил впечатление. Веселье и красотища. Мы хохотали так, что передние ряды оборачивались.
Кстати, это само по себе редкость. Вспомните комедию (в театре или кино), способную вызвать не просто улыбку в некоторых местах, а именно гомерический смех, да еще три часа подряд. Вспомнили? Вот то-то. Только надо заметить, что природа юмора совершенно разная в кино, на эстраде или в театре. Если вы пришли в театр на комедию и ждёте шутки в виде анекдота (то есть литературного смысла), то велика вероятность, что уйдёте в недоумении и разочаровании. Театральному зрителю предлагают посмеяться не над остроумием автора, а над парадоксальностью поведения персонажей. И тут важно не столько юмор написанный в литературном первоисточнике, сколько придуманные режиссёром гэги и то, на сколько мастерски их смогли воплотить актёры. Если настроитесь на правильную волну, то после спектакля у вас могут болеть мышцы живота. В этом смысле вчерашний зал был благодатный, что почувствовали актёры и просто порвали его в клочья. Восторг! Огромное спасибо за чудесный вечер всей команде: Валентин Тюрин, Ирина Агейкина, Альбертмальцев Мальцев, Мария Козлова, Клёна Родкевич, Антон Юдаков и все, все, все, причастные к постановке.
И последнее. Главный герой пьесы – французский художник, поэтому сюжет нашпигован фривольностями. Это создаёт особую сложность, когда режиссёру надо пройти по лезвию бритвы и не свалиться в похабщину. Ведь пошлость (если правильно понимать значение слова) – это не «что» сказано, написано, снято…, а «как» это сделано. Моё восприятие безошибочно и болезненно определяет малейшую скабрезность и если она фиксируется рецепторами, то хочется провалиться сквозь землю. Вчера красная лампочка в голове не загорелась ни разу. Браво! А феерическая сцена, где художнику надо писать обнажённую натуру и он пытается объяснить деревенской девушке как и зачем позировать голой, живо напомнила мне бесчисленные диалоги на эту тему, которые невольно возникают уже 25 лет собственной творческой деятельности.